Tuesday, April 28, 2009

Pratibha



Статья М.М. Гопинатх Кавирадж
Доктрина Пратибха в философии грамматистов.

Философия грамматистов прежде всего изложена в Махабхашье Патанджали и затем развита Бхардрихри, который более всего близок к позиции агам и в особенности к Шайва-Шактизму Кашмира. Доктрина Пратибха, प्रतिभा в грамматике по сути связана с началом языка и началом мира. Так как теория пратибха не часто рассматривается в связи с речью, будет интересным рассмотреть эту тему более детально.
Фундаментальное положение Шабдика‍ शाब्दिकтаково, что источником всего феноменального мира является Извечный Логос, называемый Шабда Брахман или Пара Вак. Он является природой единства, чистого Бытия, великого Универсального (महासामाञ्य махасаманья). Ему принадлежат различные взаимоисключающие Шакти, которые, по сути, едины с Ним एकत्वाविरोधिञ्यः । अविभक्ताः । आत्मभूताः ॥ अविद्या‍ авидья, неведенье - это сила, которая не только скрывает суть, но фактически является силой проявления множества и काल кала, буквально сила последовательного проецирования бесконечных отдельных частей, कलाः Шабда Брахмы можно считать главными. Эти две Шакти тесно связаны друг с другом. Однако काल शक्ति считается верховной Силой, абсолютно свободной (स्वातन्त्र्य)‍, которой подчиняются другие шакти и под влиянием которой вечные कलाः в शब्द (अव्याहलताः कलाः)‍, хоть и представляют собой множество, но всё таки тождественны Ей, происходят из Неё и становятся причиной проявления разнообразия феноменального мира (भावभेदेस्य योनयः)
Если анализировать феноменальный мир, то мы заметим непрекращающийся поток, который в определенном смысле цикличен. Движение начинается от непроявленного и заканчивается в непроявленном. Эти два момента появления и исчезновения представляют собой два противоположных направления, अनुलोम प्रतिलोम одного колеса движения (प्रतिणाम). Изначальное существо (सत्ता), хоть и остается неизменным, проявляется как множество благодаря своей собственной силе (माहातम्यत्). Это проявление себя как множество представляет собой разделение того, что непознаваемо и не называемо, стать субъектом и объектом, и таким образом стать знающим, и тем, что познается, именем и тем, что называется. Калашакти, понимаемая, как вечная, сущностная сила Чистого Бытия, мы можем предположить, что для Шабдика, как и для тантрика, высший Бог рассматривает Её как два аспекта - как трансцендентный, вне времени, превосходящий любую предикацию и в мысли и в речи, и имманентный аспект, существующий во времени, в котором он является и субъектом и предикатом любых суждений.
Считается, что знание, как способ действия (वृत्तिज्ञान вриттиджняна), никогда не отдельно от вербальности (शब्दानुगम шабдагамана) так как очевидно, что оно происходит из шабда शब्द् Следовательно объект (артха) который познается (джнея) также является называемым (абхидхея) и отношения между именем и называемым такое же, как и между знающим и знаемым - вечны по характеру (анадийогйата), проявлены Высшим Бытием с самого начала вечности. Манифестация этих отношений началась с момента эволюции объективного мира. Другими словами в лоне Высшего Мира или Высшего Универсального, после которого кажущееся само-деление или само-умножение проявляется как бесконечное число вечных калА (или шакти, потенций) или универсалий (апарасаманья) - иерархия идей - каждая из которых имеет определенное имя и мысль, посредством которой и происходит проявление. Этим Именем и этой мыслью манифестируется Универсум, то есть манифестация времени и пространства, субъектов и объектов. Имя и мышление являются по сути идентичными, как и манифестация вселенной - это тоже самое что и манифестация Вед, которые не что иное, как вечные имена и мысли в вечной связи с универсальными принципами.
Понимаемая таким образом Веда является синонимом Пратибха. Это проявление изначального слова, шабда, которое проявляя себя проявляет все многообразие как свое содержание. Пуньяраджа (в комментарии на Вакьяпадия 2.493) описывает это как чистейшую форму праджня प्रज्ञा (भगवती विद्या विशुद्धप्रज्ञा प्रतिभाख्या) и отождествляет с (1.14) пашьянти Вак (पश्यन्त्याख्या प्रतिभा). Это вечное (अनपायिनि) неделимое (अविभागा), лишенное последовательности (अक्रम)‍, то есть по природе своей непрерывная интуиция. Высшее трансцендентальное слово является основой, фоном для манифестации всех форм, Абсолют грамматистов. Реализовав этот свет посредством духовной дисциплины, которую грамматисты называют Вагйога वग्योग, субъект достигает покоя и реализации предела наилучшей судьбы. Ему больше нечего достигать. Пашьянти и пратибха действительно представляют собой сущность любого «я» - высший свет природы (स्वरूपज्योतिरेवान्तः). Пашьянти - это бесчисленное разнообразие, так как это проявляет объект, как единый с собой или как отдельный от себя, но проявленный для себя или же это единство, сияющее в своем величии. В любом случае это находится над потоком феноменального мира и это то же самое, что называют Чистым Одним, в котором содержатся все кала, все шакти, высшая цель человеческих устремлений.
Пунараджа цитирует абзац, скорее всего из старой агамы школы Трика, в котором пашиянти, или божественная пратибха описана как шестнадцатая (шодаши), бессмертная (амрита) шестнадцатая часть (калА) луны, то есть Я, Пуруша. Бессмертная калА известна как дайвивак (दैविवक्)
Хелараджа в комментарии на третью канду «Вакьяпадии» дает прекрасное описание пратибхи. Он говорит, что как только Небесный свет рассветает в душе, сердце начинает испытывать неописуемую радость, которая приходит не от органов чувств и не знает увядания, а сознание божественного великолепия как источник свежей воды проистекает изнутри и никогда не останавливается. Это состояния счастья и блаженства, в которое оборачивается душа как в прекрасную шаль великолепия Высшего.
Пратибха Пашьянти и Веда - это одно и то же - тонкое, вечное и надчувственное. Желая передать это миру, Риши сказали Веды и Веданги - то есть произнесли это как речь. Соответственно это начало любого знания, науки или искусства. Для грамматиста термин Пратибха равнозначен Пранаве, ॐ, сути любого звука и любой речи, творцу вселенной (बिधाता), матрица всех имен и форм, начало всех видья и мантр. Пратибха и Пара - два аспекта Вак. Понятно, почему Пранава, хоть и редко, используется как синоним Пара.
Интересно то, что Вак то есть вачака, говорящий - это спхота, а вачья, высказывание - это махасатта. Бардрихари неоднократно повторяет, что Высший Объект (āртха) - это истинный вачья всех слов, и он, хоть и неделимый и единый, проявляется как множество (बहुरूपः प्रकाशते) путем разделения своей силы (शक्तिविभागेन). На этом артха как на фоне появляются викальпы провидцев, риши которые манифестируют свет и все воспринимаемое. Он также указывает, что существует единый неделимый Вачака, Высший свет Спхоты, проявляющий все вачьи, высказывания. Точно так же, не смотря на многообразие объектов артха по сути один, как и Брахма, который считается сатта, так и шабда, слово к конце концов только одно. Брахма - это спхота, они идентичны. Хоть мы и употребляем два термина, вачья и вачака, это всего лишь абстрагирование и способ говорит о целостной неделимой реальности. По отдельности эти термины не имеют смысла, это умозрительное деление, а не реальность, проявляющаяся только за счет себя самой (как и шакти на может быть отделена от реальности так как она сама и есть реальность). Это самопроявление реальности и есть пратибха.
Кроме этого основного значения пратибхи как интуиции или откровения сознания, в текстах встречается другое значение. В этом второстепенном значении пратибха совпадает по основным характеристикам с концепцией инстинкта. Инстинкт в данном случае понимается как автоматическая реакция на воспринимаемый объект приятного или неприятного характера,дзщыы как естественное побуждение или приблизиться к объекту или наоборот избегнуть дальнейшего контакта. Этот импульс находится в самой основе всех наших действий (правритти и нивритти) и это основная категория оценки всего (सर्वव्यवहारयोनिः). Это вспышка изнутри, проявляющая истину (хоть и на подсознательном уровне и достаточно туманным и мистическим образом, неосознанным интеллектом) и регулирующая сознательную активность, इतिकर्तव्यता‍ всех живых существ, включая животных (तिरश्चाम् अपि समारम्भाः). Инстинкты, присущие определенным классам животных, такие разнообразные и чудесные - это частности разнообразных манифестаций пратибхи. Будучи базовым инстинктом это не явление не требует специального обучения и тренировки. Молчаливо, без особого выражения на уровне речи существование этой инстинктивной основы доказано каждый человек на его собственном опыте (प्रत्यात्मवृत्तिसिद्धः). Инстинкт проявляется спонтанно (अयत्नज) в уме и кажется поверхностным молчаливым наблюдателем происходящего. Но если мы присмотримся к этому явлению, точнее к его манифестации в виде разных состояний, то мы заметим, что эти реакции связаны с нашим прошлым опытом (अभ्यास) переживаний.
Такой анализ нашей практической жизни по принципу внутренних автоматических побуждений, называемых пратибха, противопоставлен рационалистическому подходу Мандана Мишры, который в своей работе «Видхививека» постулирует принцип, что побудительный импульс всех сознательных действий является उपायज्ञान (приспособлением средств к целям), без которой не может быть совершено ни одно действие.
Такое возражение мимамсаков отвергается грамматистами на основании того, что उपायज्ञान в действительности не является основой всех действий во всехслучаях. Даже если верные способы достижения результата неизвестны, и в определенных обстоятельствах даже мудрец не может точно знать средства, действие происходит и результат достигается путем реализации инстинктов на животном уровне. Например человек никогда не упражнявшийся в звукоподражании, однажды услышав чудесный крик павлина в начале весны, легко может воспроизвести этот звук. На основе этого и других примеров грамматисты предполагают, что инстинкты и интуиция более сильные способности, чем интеллект или даже знание полученное через органы восприятия (प्रमाणेभ्यो अपि सामर्थ्यातिशयं प्रतिभायाः) Кроме того иногда осознанные методы достижения верного знания иногда могут оказаться ложными и иллюзорными. उपायज्ञान которая полностью опирается на знания и опыт личности (अषकृद्दर्शन) и подтверждается опытом других личностей (उपदेश), не способна объяснить точно как действует инстинкт. Грамматисты соглашаются с йогой в том, что действия инстинктов уходят корнями в глубину развития нашего вида существ и могут быть прослежены только на стадии утробного развития. Всем известно, что любой опыт, особенно повторяющийся, оставляет след в сознании и этот след называется санскара, सन्स्कार след оставшийся в читте‍ चित्त Количество санскар бесконечно и их начало восходит к началу появления читты. Некоторые из них называются васана и под воздействием внешних импульсов служат как психологические прородители памяти и узнавания. Другие называются кармашая, कर्माशय которые определяют формирование определенного типа материального существования, то есть рождение как определенный тип существ, определенное сознание, которому подходит определенный тип тела как носитель. Таким образом, кармашая - это пучек санскар, сгруппированных в единое целое и определяющих дальнейшую жизнь при перерождении. Они получают толчок и направление в момент смерти от последней мысли. Это называется прарабдха प्रापब्ध. Весь опыт эволюции сознания содержится в прарабдха. Предыдущая карма определила теперешнее рождение но содержит в себе отпечатки всего пути, пройденного существом.

Таким образом грамматистами признается при уровня речи, Вак: пашьянти, мадхьяма и вайкхари. В Тантре рассматривается четыре уровня с добавлением высшего - паравак. Этот уровень трансцендентальный, мир Парама Шивы. Пашьянти в Тантре становится представительницей вимарши, а мадхьяма и вайкхари два вида викальп. Вимарша означает «самопроявление Универсального Сознания» (प्रकाशस्यात्मविश्रन्तिः). Оно познаваемо и поэтому соответствует термину пратибха и уровню пашьянти. Об этом уровне можно говорить, в то время как об уровне Парамашивы говорить практически невозможно, лишь только намеками и символами. Пратибха в свете тантр определяется как высший субъект, чья природа - бесконечное сознание, неделимое и вне категории времени и последовательности, акрама. Это единый свет сознания, сияющий через все возможные частности. Когда йогин преуспел в стирании границ на безграничном, то он достигает этого состояния Божественного Вак.