Ануштубх, несомненно наиболее распространенный поэтический размер в Санскрите, на самом деле несколько сложнее, чем это описано в популярных определениях (и традиционных и западных). Например:
pañcamaṃ laghu sarveṣu saptamaṃ dvicaturthayoḥ |
guru ṣaṣṭhāṃ ca sarveṣām etac chlokasya lakṣaṇam ||
(Suvṛttatilaka 1.14 Кшемендры возможно была позаимствована им из более ранних источников) описывает основную структуру этого размера, аи, упомянуты 5 слог как легкий во всех падах, 6й слог тяжелый, а 7й легкий во 2й и 4й падах и тяжелый в 1й и 3й. Но описание не включает в себя вариации этих слогов в популярной разновидности шлоки (vipulā) и не упоминает важные ограничительные правила для других слогов. Однако, эти характеристики важны как для поэтов санскрита, так и для филологов, занимающихся критическим изданием текстов.
⏑ лагху - легкий
_ гуру - тяжелый
1. Ни в одной паде 2й и 3й слоги не могут быть оба легкими, то естьхоть один из них должен быть тяжелым. (Смотри правило в Chandaḥsūtra 5.10, автор - Пингала: na prathamāt snau).
2. Во 2й и 4й падах 2й 3й 4й слоги должны образовывать ra-gaṇa (_⏑_).
(Смотри правило в Chandaḥsūtra 5.11, автор - Пингала: dvitīyacaturthayo raś ca)
3. Во 2й и 4й падах 5й 6й 7й слоги должны образовывать ja-gaṇa (⏑_⏑).
4. В поэтическом размере Pathyā, 5й - 7й слоги в 1й и 3й падах должны образовывать ya-gaṇa
(⏑_ _).
5. Нижеследующие вариации размера Vipulā допустимо использовать в поэзии согласно некоторым работам по поэтическим размерам и они действительно встречаются в поэзии:
а)na-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют na-gaṇa (⏑⏑⏑).
б)bha-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют bha-gaṇa (–⏑⏑), которой предшествует ra-gaṇa (или, иногда ma-gaṇa).
г) ma-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ma-gaṇa (_ _ _), которой предшествует ra-gaṇa; после пятого слога делается краткая остановка.
д) ra-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ra-gaṇa (⏑_ _); и остановка делается после 4го слога.
Обратите внимание, что 1е и 2е правила применимы и к Pathyā и к Vipulā
5. Нижеследующие вариации размера Vipulā допустимо использовать в поэзии согласно некоторым работам по поэтическим размерам и они действительно встречаются в поэзии:
а)na-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют na-gaṇa (⏑⏑⏑).
б)bha-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют bha-gaṇa (–⏑⏑), которой предшествует ra-gaṇa (или, иногда ma-gaṇa).
г) ma-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ma-gaṇa (_ _ _), которой предшествует ra-gaṇa; после пятого слога делается краткая остановка.
д) ra-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ra-gaṇa (⏑_ _); и остановка делается после 4го слога.
Обратите внимание, что 1е и 2е правила применимы и к Pathyā и к Vipulā
No comments:
Post a Comment