Sunday, January 11, 2015

Anuṣṭubh/Śloka/Vaktra. Шлока



Ануштубх, несомненно наиболее распространенный поэтический размер в Санскрите, на самом деле несколько сложнее, чем это описано в популярных определениях (и традиционных и западных). Например:


pañcamaṃ laghu sarveṣu saptamaṃ dvicaturthayoḥ |
guru ṣaṣṭhāṃ ca sarveṣām etac chlokasya lakṣaṇam ||


(Suvṛttatilaka 1.14 Кшемендры возможно была позаимствована им из более ранних источников) описывает основную структуру этого размера, аи, упомянуты 5 слог как легкий во всех падах, 6й слог тяжелый, а 7й легкий во 2й и 4й падах и тяжелый в 1й и 3й. Но описание не включает в себя вариации этих слогов в популярной разновидности шлоки (vipulā) и не упоминает важные ограничительные правила для других слогов. Однако, эти характеристики важны как для поэтов санскрита, так и для филологов, занимающихся критическим изданием текстов.


⏑ лагху - легкий
_ гуру - тяжелый



1. Ни в одной паде 2й и 3й слоги не могут быть оба легкими, то естьхоть один из них должен быть тяжелым. (Смотри правило в Chandaḥsūtra 5.10,  автор - Пингала: na prathamāt snau).

2. Во 2й и 4й падах 2й 3й 4й слоги должны образовывать ra-gaṇa (_⏑_).
(Смотри правило в Chandaḥsūtra 5.11,  автор - Пингала:  dvitīyacaturthayo raś ca)

3. Во 2й и 4й падах 5й 6й 7й слоги должны образовывать ja-gaṇa (⏑_⏑).

4. В поэтическом размере Pathyā, 5й - 7й слоги в 1й и 3й падах должны образовывать ya-gaṇa
 (⏑_ _).


5. Нижеследующие вариации размера Vipulā допустимо использовать в поэзии согласно некоторым работам по поэтическим размерам и они действительно встречаются в поэзии:

а)na-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют na-gaṇa (⏑⏑⏑).

б)bha-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют bha-gaṇa (–⏑⏑), которой предшествует ra-gaṇa (или, иногда ma-gaṇa).

г) ma-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ma-gaṇa (_ _ _), которой предшествует ra-gaṇa; после пятого слога делается краткая остановка.

д) ra-vipulā: слоги 5-7 в 1й и 3й падах образуют ra-gaṇa (⏑_ _); и остановка делается после 4го слога.

Обратите внимание, что 1е и 2е правила применимы и к Pathyā и к Vipulā

No comments:

Post a Comment